Секта глобального альтруизма Начнем издалека. Сложно представить предельного эгоиста, вообще не озабоченного ничьим благом, кроме своего. Предположим даже, что человек так живет, что совсем никакого не любит (хотя «совсем» это уже редкий случай психопатии, по рождению большинство эмпаты так или иначе). Но даже у него есть какие-то жизни, которые имеют значения, например, полезные партнеры – деловые, сексуальные, да просто люди, которых он привык читать в соцсети. Даже крайний эгоист отдаст за жизнь любимого автора… ну хотя бы шоколадку, хотя скорее сильно больше. В общем, эталонный эгоист в значении «сволочист» это такой черный единорог – описать его можно, встретить нельзя. Он будет, как минимум, кооперироваться с другими черными единорогами.   Сложно представить и идеального альтруиста, как его представляют: равно любящего свою бабушку, чужого дедушку, букашку и таракашку. И осьминогов с Альфа Центавры, и гопоту с района. И принимающего решения, исходя из некоего Всеобщего Блага, куда прописана и бабушка, и гопник, и таракашка, ибо иначе будет «ксенофобия».   Эмпирический человек, и то, что веками понималась под хорошим человеком - посередине этих странных, самоубийственных крайностей, он в той или иной мере групповой эгоист. Чтущий свое благо, но и благо неких «своих», взятых с разными весами по степени их свойскости. Оставим сейчас в стороне, кто здесь свои, как велик их круг – от малой семьи до глобальной общины, здесь важно, что не все, никогда не все, осьминоги останутся за бортом. Также сейчас неважно, какой мотив – любовь, или расчет.   Но возьмем прогрессивный мейнстрим, восстающий против ксенофобства. Как это – продвигать своих детей за счет чужих? Как это – верить на слово прежде всего человеку своего круга? Как это – прежде всего болеть за свое сословие и культуру? Есть Всеобщее Благо, и у любого таракашки в нем доля, и настоящий человек ее чтит. Тогда он подлинный альтруист, а групповой эгоист, пожалуй, фашист и выродок.   Это некоторое восстание против принципов эволюции, и недаром спонтанные порядки имени Хайека прогрессисту ножом по сердцу. Эволюция тут мстит сразу, восстать против нее не получится, и любой, сварганенный по данному рецепту глобальный альтруист окажется всего лишь… еще одним групповым эгоистом. Разве что более фанатичным.   Все сторонники Всеобщего Блага социалисты, но социалисты ведь разные. Кто за Троцкого, кто за Сталина, кто за Грету Тунберг, а кто и сам себе гуру. Друг друга сторонники разных фракций РСДРП(б) ненавидят едва ли не сильнее, чем скучного и однозначного супостата, вроде меня. Главная пуля у них всегда для бухаринско-зиновьевских иуд. Общее Благо оно такое, миром про него не договоришься, проще перестрелять еретиков (скорее договорятся разные либералы, у которых его нет, и вместе достигать просто нечего, можно разойтись по своим делам сразу).   В чем фокус? С какого конца не подступишься к Глобальному Альтруизму, на деле создашь лишь еще одну секту. Которая неизбежно поделит мироздание на своих и чужих. Чужими окажутся все, не разделяющие единственно верное.   Но старые привычные ксенофобы – родовые, сословные, конфессиональные – обычно ограничивали свой групповой эгоизм принципом «к своим по совести, к чужим по выгоде». Будет выгодно – будем грабить, будет выгодно – будем честно торговать. Обычно побеждало второе. Новые ксенофобы жестче. Своим добро, а чужих нам не надо. Убить их, перевоспитать, замести под ковер. Чтобы истребить чужеродный элемент, можно даже доплатить из своих, за ценой не постоим. Старым групповым эгоистам, вроде классических мафиози, это показалось бы одновременно зверством и расточительством. А. Силаев

Теги других блогов: общество эгоизм альтруизм